Мониторинг качества образования в ДОУ
Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования, оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов).
При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение.
Этапами сбора информации являются:
- Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
- Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
- Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
- Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
- Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности
Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.
Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:
- Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
- Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.
Требования, аспекты и сущность мониторинга
Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:
- за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
- можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
- негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
- развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
- полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.
Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:
- Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
- Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
- Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
- Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.
Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.
Аспектами мониторинга, являются следующие:
- непрерывность (данные собираются постоянно);
- диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
- научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
- обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).
- Получение информации
- В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.
тап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.
При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:
- сбор информации, фиксация текущих данных;
- учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.
Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:
- Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
- Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
- Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
- Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.